В самое начало!В самое начало!

СКОЛИОЗОМ называется боковое искривление позвоночного столба. Он может быть как симптомом (проявлением какого-либо заболевания, например - рядом заболеваний нервной системы, болезнями легких и т.п.), самостоятельным заболеванием - сколиотической болезнью и, как вы прочтете далее, - вполне нормальным состоянием позвоночника. Попробовать разобраться во всем этом вам поможет беседа Виктора Ишала.

Сразу же хочу заметить, что ниже Вы прочтете рекомендации и советы, которые, возможно, в чем-то (а может и во всем!) могут расходиться с советами Вашего ортопеда. Тем не менее, могу Вас заверить, все положения, приведенные в беседе В.Ишала, теоретически им обоснованы и проверены на практике в течении не одного десятилетия. Думайте, сопоставляйте, делайте выводы...

М.Трунёв

Для родителей, НЕ СЛУЧАЙНО забредших на эту страницу: я попросил у автора странички разрешение (и получил его!) обратиться к Вам с беседой по поводу нарушения осанки и наличия избыточных кривизн позвоночника у Ваших детей.
При этом я, как требует Михаил Трунёв, не буду давать отзывов и замечаний по поводу опубликованного до меня на этой страничке и постараюсь не начать "банальную дискуссию"…
Вместе с тем, родители должны приготовиться к тому, что ряд общеизвестных истин в моём изложении окажутся вовсе и не истинами, а ряд общеизвестных положений начнут выглядеть совсем не общеизвестными, а кое-что вообще Вам придётся услышать впервые…

Виктор Ишал

Прежде всего, хоть это и популярная беседа, следует определиться с небольшим количеством самых необходимых медицинских терминов: нарушение осанки, сколиоз, сколиотическая болезнь

И тут, уважаемые родители, от Вас потребуются и внимание, и терпение, и усидчивость, и свежесть восприятия Вашего серого, пардон, вещества.. Вообще, уж поверьте моему почти 40-летнему опыту, когда при взгляде в глаза родителей без труда можно видеть задне-черепную ямку, у меня всегда горестно ёкает сердце: ребёнок почти обречён на прогрессирование имеющихся дефектов в осанке.. И наоборот - родители, которые усвоили суть происходящего с их чадами, выполняют данные им рекомендации осознанно, понимая, чему они способствуют и чему противостоят, - добивались чаще всего удивительных результатов.

И - самый важный, как и самый трудный, как ни странно всем покажется, для понимания термин, это нарушение осанки.Да что же тут трудного, спросят меня, всем известно, если ребёнок сутулится, если у него одно плечико выше, а лопатки "вразлёт" от тела, причём одна больше, - вот тебе и нарушение осанки..Продвинутые родители ещё и подскажут: в первом случае - сагиттальное нарушение осанки, а во втором - фронтальное…

Увы, братцы, господа-товарищи, - именно здесь в этой кажущейся простоте и таятся все будущие слёзы… Ибо никто не знает значения меры этих отклонений, и в большинстве случаев и врачи, и родители либо недооценивают, либо переоценивают наблюдаемое (что одинаково вредно!), а стереотипно предлагаемае мера при этом - повышение уровня физической культуры - часто игнорируется родителями: мы, мол, выросли без физкультуры - и ничего, да и ребёнка предполагаем вырастить умным, а не спортсменом…На многих именно массаж и мануальная терапия производят куда большее впечатление, как лечебное средство…

Я всегда пытаюсь "достучаться" до родителей следующим образом: представьте, говорю я им, я самым серьёзным образом ставлю Вашему чаду диагноз - низкий, просто нулевой, уровень культуры (общей культуры).. Пауза..

-Нет, доктор, она конечно с неба звёзд не хватает, но не дура же она, не дебилка…Это даже как-то оскорбительно…

И тут приходила очередь "взрываться" мне: так почему же, уважаемые, Вас не оскорбляет нулевой уровень физической культуры Вашего ребёнка?! Почему иметь на руках бумажку с диагнозом "умственное бескультурье" стыдно, а с диагнозом "физическое бескультурье" - вполне терпимо?

-Хорошо, уговорили, но в каких случаях обязательно нужно заниматься повышением уровня физической культуры, а в каких не обязательно, и - когда пора начинать?…

Гениальные вопросы… Они напоминают мне вопрос - когда пора начинать воспитывать ребёнка.. -Вы уже опоздали..

Всегда. С дня рождения. Родители должны понять ещё несколько истин как бы поменьше размером.

Истина первая: в некоторых случаях детей нужно лишь слегка поощрять к занятиям физкультурой, а иногда просто - не мешать. В других же - детей в буквальном смысле слова необходимо "будить", тщательно прививать им умение двигаться, дать им возможность в конце концов получить удовольствие от двигательной активности. Не надо иметь "верхнего" медицинского образования, чтобы чётко определиться, что у вас тихий, послушный, не талантливый к движению ребёнок, ребёнок "куклолюб" и "книгочей". Если это так, то можете не ходить ни на какие консультации - Вам безотлагательно требуются уже с 3-4-х летнего возраста существенные меры по повышению уровня физического развития Вашего ребёнка. Иначе, как минимум, у Вашего дитя будет очень плохая фигура. При сочетании вышеуказанного с некими другими факторами (о них подробнее скажу позже) ребёнку гарантирован к 14 годам горб…

Воспитать спортивным неталантливого к движению ребёнка - очень трудно, но именно это является одним из самых действенных "лекарств".

Истина вторая: если Вам, дорогие родители, не удастся наладить постоянное, постепенное и длительное повышение уровня физической культуры вашего ребёнка на уровне изобретательных соревнований с самим собой, с Вами, с братом или с соседом, с секундомером часов, наконец, (что, как правило, предполагает наличие в процессе хотя бы минимума удовольствия), если Вы всем вышеперечисленным пичкаете ребёнка как горьким лекарством, то, смею Вас уверить, - результат будет абсолютно нулевой, даже если у Вас лично "железный" характер, а имеете Вы ребёнка - самого послушного в мире…Поверьте - мышечный корсет наращивается и укрепляется не истязаниями упражнениями, а наслаждениями от них..

Итак, мы вроде как бы уже начали лечение ещё, между прочим, не поставив диагноза.. Впрочем, такие слова как "диагноз" и "лечение" совсем даже и не подходят к данной ситуации, считаю я, ибо ниже намереваюсь доказать, что нарушение осанки и даже сам сколиоз совсем не заболевания, а некие состояния костно-мышечно-связочной системы детей, которые только будучи прозёваны, недостаточно правильно оценены, а иногда и просто спровоцированы предпринятыми и не предпринятыми мерами, состояния эти, с годами приобретают болезненно-уродливые формы…

Смею утверждать, что только "острым взглядом и могучим интеллектом" невозможно чётко определить эти, простейшие вроде бы, состояния с целью - какие из них просто вариант нормы и не требуют ничего, кроме наблюдения, а какие - потенциально - очень или не очень, но опасны для будущего именно этого ребёнка, в смысле перехода в столь ненавистный сколиоз. Окончательное решение должно быть принято по специальному снимку позвоночника.

Не слишком ли? Не слишком! Дело в том, что сегодняшняя ортопедия не знает - что такое нормальная осанка, ибо "танцует" от полной и абсолютной симметрии человеческого тела. А её то в природе, увы, сыскать никак не возможно. Удивительное дело! Сапожники знают, что стопы у большинства людей разной длины и ширины; портные знают, что одно плечо, чаще всего чуть выше другого; художники и скульпторы знают, что лицо и туловище человеческое чаще всего асимметрично… И только детские ортопеды, отменив, более 100 лет тому назад бытовавший термин физиологический сколиоз (как некогда отменяли генетику и кибернетику), до сих пор бубнят, что нормальная осанка это абсолютно горизонтальная линия таза (а, следовательно, абсолютно одинаковые по длине ноги), абсолютно вертикальная линия остистых отростков, абсолютно одинаковые линии талии и т.д.

А абсолюты эти могли бы иметь место только в том случае, если бы дети наши были сделаны из папье-маше… Отсюда - "небольшой" разброс в цифрах выявленных нарушений осанок от 3-х до 90 с лишним процентов.. Такая вот наука. Нормы не знаем, а пытаемся лечить патологию.. Впрочем, это всё стрелы в адрес ортопедов.

А что же всё-таки должны знать, уметь видеть и что обязаны делать родители, если их ребёнок подозревается в нарушении осанки или ему уже поставлен диагноз сколиоз? Итак, я вроде бы внушил Вам мысль, что нарушений осанок очень много, большинство из них - это просто некие врианты нормы, хорошее или плохое наследие родителей. Осанки точно так же разнятся, как формы носов у разных людей: длинные и короткие, широкие и узкие, с горбинками и "уточкой".. Редко кому приходит в голову лечить неудачную форму носа, а уж тем более никто не назовёт излишнюю горбатость носа болезнью.. У нас же всегда нарушение осанки называют диагнозом и лечат не столько существенным повышением уровня физической культуры, сколько массажем и мануалтерапией…

Значит что, спросите Вы, - не обращать внимания на физические кондиции детей: всё само собой обойдётся? Ни в коем случае! Все родители обязательно должны быть обеспокоены физическим совершенствованием своих чад. Тем более в сегодняшних условиях России, когда физкультура в школе два раза в неделю (и то очень не редко - чистая "галочка", а мероприятие лишь подозревается), а спортивные секции быстренько отсеивают неперспективных…

Я просто хочу сказать большинству родителей, детям которых выставлен диагноз и назначено лечение: если Ваш ребёнок по характеру подвижный, что называется "вертит на боку дыру" - не падайте в обморок и не зацикливайтесь на лечении (ЛФК, массаж, мануалтерапия). Конечно, поучаствуйте в организации физического досуга Вашего дитя, сами вместе с ним встаньте на забытые коньки или лыжи, поиграйте в футбол или волейбол, сходите в поход с рыбалкой, попробуйте определить ребёнка в полюбившуюся (обязательно!) секцию, но не более того.. Ребёнок Ваш наверняка здоров был и будет..

Но я также хочу сказать меньшинству родителей: если у Вас тихий, как сказано выше, ребёнок, - насторожитесь, ибо опасность возникновения у него и патологической осанки, и медленно прогрессирующего сколиоза, и даже, не дай Бог! - сколиотической болезни, очень велика.

И тут пора научить Вас, уважаемые родители и тихих и не тихих детей, очень важным понятиям и навыкам, освоив которые Вы лучше многих ортопедов поймёте: во-первых - есть или нет у вашего ребёнка опасность иметь эти избыточные кривизны и все, связанные с этим, совсем нежелательные последствия, а во-вторых - что и как необходимо срочно предпринять, чтобы воздействовать на причины вызывающие эти расстройства, и, тем самым, сохранить ребёнка.

Вот где мне потребуются, уж извините, процитирую себя, Ваши "и внимание, и терпение, и усидчивость, и свежесть восприятия…"

Начнём. Запоминайте (что бы Вам кто ни говорил, и что бы Вы где ни прочли): у Вашего ребёнка ноги разной длины. Не намного, но разной. Причём, если он у Вас выраженный правша, то короче у него левая нога, а если выраженный левша - то обязательно правая. Если это укорочение больше 5 мм, то его можно увидеть невооружённым глазом, если меньше, то такое укорочение выявляется на специальном снимке позвоночника, сделанном в положении ребёнка стоя с чётко выключенными (выпрямленными) коленями. Но в любом случае это "укорочение" (в ковычках потому, что это укорочение физиологическое, т.е. естественное, не вызванное никакими болезнями или травмами) играет очень существенную роль в формообразовании как нормального, так и "ненормального", скажем сколиотического, позвоночника. Тут сразу же возникает вполне справедливый вопрос: а зачем это природа закладывает столь опасную асимметрию в нашу конституцию? Чтобы жизнь не казалась мёдом и было бы с чем бороться? Но в том то и дело, что будь природа столь же умна, как мы с вами - она обязательно прибегла бы к этой глупости, к этой уравниловке, и сделала бы нашим детям абсолютно одинаковые по длине ноги.. Однако умница-природа знает, что ребёнок будет правильно расти и развиваться только при одном обязательном условии - он должен много бегать, прыгать и т.д. При этом одна из ног у всех, рано или поздно становится толчковой и опорной - ведущей. Термины, вроде бы опять же знакомые, но до конца не осмысленные, по крайней мере ортопедами. Что значит ведущая конечность? Это та конечность, которая по-просту несёт значительно большую нагрузку,так? Теперь - тоже вроде бы очевидный и известный закон: из двух (парных) органов тот, что существенно больше работает, обязательно должен быстрее и мощнее развиваться по всем параметрам, в том числе и по длине. Не так ли? Вот на этот то случай природа-умница и делает будущую толчковую конечность чуть короче, с годами, при благополучном развитии, ноги выравниваются, а к взрослому состоянию как бы меняются местами - "короткая" становится "длинной" и, соответственно, наоборот…

Однако, вернёмся к левшам и правшам. Вроде бы всё здесь ясно - пишет и ест правой рукой правша, а если всё это левой - левша. Правшей - много больше, левши - относительная редкость. На самом же деле всё не так просто, всё не совсем так, а иногда и не так совсем…

Если верить антропологам, то было время на заре человечества, когда в северном полушарии жили одни правши, а в южном, соответственно, - одни левши. Так, видите-ли, действует на эмбрион человека некое ускорение (Кориолисово, видимо, по автору) вращения Земли. С тех пор много воды утекло и, к тому же, - не утихает страсть людей к перемене мест и ещё большая страсть к перемешиванию… Следствие: всё меньше становится ярко выраженных правшей и левшей, всё больше появляется людей со смешанной конституцией и конституцией не ярко выраженной, смазанной. Ну и что же, спросит нетерпеливый читатель, какое это имеет отношение к сути нашего с Вами дела?

Дело в том, что ярко выраженому левше или правше природа, кроме соответственного укорочения, закладывает и некий приказ-императив - начинать пользоваться как ведущей ногой именно укороченной и, как следствие, среди сколиотиков почти не встречаются дети с ярко выраженной конституцией. Если же конституция смешанная или смазанная, то такой приказ-императив может быть выражен очень слабо или вовсе отсутствовать. И тогда ребёнок, начиная бегать и прыгать, играть в футбол или классики-скакалку, выбирает ведущую ногу во-первых, как правило, очень поздно, а во-вторых чисто случайно и часто неправильно, т.е. усиленную функцию начинает нести не "короткая", а "длинная" нога, при этом "длинная" нога ещё более удлинняется, таз всё более и более наклоняется в сторону короткой, уже без ковычек, ноги, появляется небольшая, как говорят ортопеды, функциональная поясничная кривизна, её, как правило, никто не замечает, ибо она хорошо прячется в мягких тканях талии, но время идёт, все эти явления нарастают и, вскоре, функциональная кривизна постепенно переходит в структуральную, по выражению тех же ортопедов, а следовательно, неизбежно должна появиться выше её, так называемая, компенсаторная грудная кривизна, её-то уже начинают замечать все, т.к. виден при глубоком наклоне прообраз будущего горба, но ребёнку уже как минимум 10-12, а то и более лет…

И начинается паника: вчера ещё ничего не было, а сегодня моей девочке поставили диагноз аж 2-ой степени сколиоза (а иногда даже и 3-ей!)… Кто виноват? Что делать?…

Не будем, ещё раз, впадать в панику… Теоретически мы уже кое-что знаем о причинах приводящих к появлению избыточных кривизн, теперь по-пробуем подковаться практически.. Как же определяется эта самая конституция? Попросите ребёнка сложить пальцы рук "в замок" и посмотрите - какой пальчик оказался сверху? Если правый, то Ваш ребёнок скорее всего правша, если левый, то, соответственно, - левша. Теперь предложите ребёнку скрестить на груди руки, как бы стать в наполеоновскую позу. И опять, - если сверху правое предплечье, то Ваш ребёнок скорее всего правша, а если левое, то, соответственно, наоборот... Почему "скорее всего"? Да потому, что только если и кисти и предплечья ребёнок уверенно складывает по правому типу, его можно считать выраженным правшой. Если при этом у него укорочена именно левая нога, и если уже определяется что она начинает использоваться как ведущая, и если он, ребёнок, достаточно подвижен, не спит на ходу, - можете быть уверены дитя Ваше, хоть и с плохой фигурой (если не удастся добиться достаточно высокого уровня физической культуры), не будет иметь обезображивающего горба.

Если же сверху у ребёнка и левый пальчик в замке, и левое предплечье в "позе Наполеона", то он, естественно, левша и укороченной и толчковой должна быть правая нога, тогда, на фоне достаточного уровня физической культуры и этот ребёнок будет абсолютно здоров. А если - левый пальчик и правое предплечье (или наоборот)? Тогда это чисто смешанная конституция и тут очень внимательно нужно определять короткую ногу и, что не менее важно, - ведущую конечность.

Определить ведущую конечность у неспортивного ребёнка с трудом удаётся даже в 10-12 лет, не говоря уж о 4-5 летних. Тут надо проявить настойчивость и изобретательность. Иногда при переходе из позы смирно в позу вольно ребёнок устойчиво подгибает длинную ногу. Это уже неплохой залог того, что в качестве опорной (а там, глядишь, и толчковой) будет использоваться нужная нога. Предложить ребёнку попрыгать на месте или пропрыгать какую то дистанцию на одной ноге - какую он выберет, на какой удобнее. Предложить прыгнуть в длину отталкиваясь от одного и того же места то одной, то другой ногой. Потом тщательно измерить результаты - окажется, что отталкиваясь, скажем, левой ногой ребёнок прыгает явно дальше.. И т.д.

Итак, избыточные кривизны развиваются у детей только при печальном сочетании двух факторов и первый из них, это низкий уровень физической культуры, а второй - ошибочно выбранная ведущая конечность, что случается только при слабо выраженных и смешанных конституциях. Только эти две причины приводят к медленно прогрессирующему сколиозу. И именно, подчеркну, сочетание этих двух причин, ибо если конституция выражена достаточно ярко, или если в конце концов ведущей конечностью заработала та нога, какая необходима, то при нулевом уровне физической культуры ребёнок вырастет с такой фигурой, что будет за версту обегать пляжи, но горбатым он не будет. И - наоборот. Если на фоне смешанной конституции заработала в качестве ведущей совсем не та нога, но при этом у ребёнка всю жизнь, с раннего детства, достаточно высокий уровень подвижности и физической культуры, то на рентгеновском снимке могут обнаружиться весьма впечатляющие избыточные кривизны, но настоящего горба при этом не должно быть. Во времена моей юности в чемпионской бразильской команде блистательно играл в футбол некто Гарринча (кличка - Колченогий). У него было укорочение одной из конечностей около 5 см!..

…Причины известны, а значит, хотя бы при более или менее своевременной диагностике вполне возможно налаживание противопричинного воздействия на эти состояния. Об этом я попытаюсь чуть подробнее поведать ниже. Пока же подчеркну ещё раз, что я сознательно избегаю терминов - диагноз,, болезнь, лечение. И это я делаю не зря и сознательно. Ибо очень важно родителям осознать, что несмотря на то, что на рентгенограмме позвоночника Вашего дитя есть кривизна в 10-15 и даже 20 градусов, но у ребёнка Вашего только нарушена, плохо контролируется, статико-динамика, но ребёнок при этом практически здоров. Этим осознанием родители должны противостоять до сих пор распространённым назначениям - освобождение от физкультуры (не говоря уже о спорте), рекомендациям вести лежачий образ жизни, пассивно вытягиваться и непрерывно массажироваться и мануалиться при этом.

Вот если у Вашего ребёнка плюс ко всему вышесказанному обнаружат врачи ещё и увесистый букет так называемых диспластических признаков (я не буду об этом распространяться, ибо и так уже наша беседа выглядит слишком "продолговатой"), только тогда можно сказать, что Вам с Вашим чадом уж больно не повезло и мы имеем дело со сколиотической болезнью, чёткого противопричинного лечения которой мы, действительно, пока не имеем. К счастью нашему такие сколиозы встречаются не чаще чем в 1-3% из всей сколиологической патологии.

Наконец, попробую сформулировать наши с Вами, уважаемые родители, возможности противопричинного противостояния нарастающим избыточным кривизнам в позвоночнике. А возможности эти не так уж и малы. И если диагностика хотя бы не очень сильно запоздала; если у квалифицированного ортопеда с родителями полный контакт и взаимопонимание; если все нижеперечисленные меры квалифицированно и длительно используются при периодическом рентгенконтроле за результатами, то можно с уверенностью говорить о том, что можно и нужно уже сегодня побеждать сколиоз, во всяком случае - не допускать его до операционного стола!

Итак - предстоит серьёзная работа по существенному повышению уровня физической культуры! И горе ребёнку, чьи родители вместо этого подвига предпочли мнение сердобольных ортопедов: "Что Вы? При сколозе бегать и прыгать? Да ещё заниматься спортом?! Я освобождаю вашего ребёнка от физкультуры, даю направление на ЛФК и массаж, и постарайтесь чтобы дома ребёнок все уроки делал лёжа…" Позвоночник держится только сильными мышцами и связками, а не добрыми пожеланиями, а сильными мышцы и связки становятся только в результате длительной и интенсивной, извините, лошадиной работы!..

А с сердобольными "освободителями" от физкультуры и спорта, от вредных корсетов, "нарушающих функцию внешнего дыхания" - надо как-то бороться! И это, увы, не просто! Во-первых, они в своих действиях "подпёрты" цитатами из всех гроссбухов по сколиозу, а во-вторых, если, не дай Бог, случится прогрессирование сколиоза, то, увы, родители никогда не обратят свои возмущения и укоризны вышеупомянутым докторам, - всё это достанется, тем, кто последует именно моим рекомендациям. Иногда я даже знакомлю родителей с результатами работы одного немецкого автора. Он, по немецки скрупулёзно, обследовал детские контингенты в двух школах, отметив наличие нарушений осанок и сколиоза. Потом эти же школы он ещё раз осмотрел через три года. Суть в том, что одна из этих школ была спортивная, в ней дети с нарушениями осанки и сколиозом не просто занимались физкультурой но и, целенаправленно, - всеми видами спорта. В другой же школе дети со всеми отклонениями позвоночника находились на "ортопедическом режиме", получали ЛФК и массаж в горизонтальном положении, были освобождены от общефизических занятий и спорта. Вам, уважаемые родители, конечно же ясно, какие результаты обнаружил этот немецкий доктор через три года в этих школах в результате этого, по-моему всё-таки варварского, эксперимента (ведь он, доктор, наверняка предвидел его исход!) Я цитирую: "В то время как у спортсменов в период наблюдений ни в одном случае не развивался сколиоз и не прогрессировал имевшийся сколиоз, в группе только наблюдавшихся у 7,7% развился сколиоз до 6-14 градусов, а в 28,6% сколиоз прогрессировал". Я далёк от мысли бросить камень в сторону этого "жестокого" доктора, наоборот - я ему несказанно признателен! Благодаря ему, я твёрдо стою на своих давно определившихся позициях, а "сердобольных" , в том числе и светил, я отсылаю к этой работе и цитирую из неё: "Сколиоз развивается не из-за занятий спортом, а несмотря на занятия им" , "Полное освобождение от занятий спортом в школе (подчёркиваю - спортом, а не только школьной физкультурой) показано только при болезненном состоянии обусловленном сколиозом".

Дальше, - воздействие на таз, как на базис, на котором развивается позвоночник. Если ещё не определилась толчковая и опорная конечность, нужно точно определить какая из ног укорочена и именно её "назначить" ведущей. Если укорочение существенное и уже есть поясничная кривизна - временно удлинняется "короткая" нога стельками в обувь и набойками на каблук, а при сидении рекомендуется специальная подкладка под соответствующую ягодицу. И всё это нужно делать очень точно, не приблизительно, а ортопед должен обязательно время от времени контролировать результаты воздействия по рентгеновским снимкам. Удлиннение одной из ног при сколиозе практиковали, как говорится, ещё при царе Горохе и редко получали хоть какие-то результаты. Сегодня ясно почему. Потому что делалось это чаще всего очень поздно, юношам в 13-15 лет, а потом делалось "на глазок": укорочение было 1см, а удлинняли на 2, а то и 3 см, для лучшего эффекта…И - получали обратный результат, потому что центр тяжести при избыточном коске отклонялся в сторону "длинной" ноги, она, естественно, несла бОльшую нагрузку при каждом шаге, пускалась в ещё более интенсивный рост и, к тому времени, когда всё-таки приходилось отменять косок, разница в длине ног становилась существенно большей и, соответственно увеличивались все кривизны…Компенсация имеющегося укорочения должна быть как правило чуть не полной, только тогда таз примет почти горизонтальное положение при ходьбе и перестанет увеличиваться соответствующая поясничная кривизна. А вот подкладку при сидении можно делать максимально возможную, тогда сама поза сидения станет лечебной позой исправляющей ту же поясничную кривизну (у ортопедов почему-то принято считать сидение при сколиозе вредным. "Лучше лежать или уж стоять, прижавшись к стенке" ).

Дальше - повышение функциональной нагрузки укороченной конечности (приседания и прыжки на одной ноге). Эта мера очень часто довольно быстро "удлинняет " ногу и позволяет соответственно снять назначение коска. Иногда этой же цели могут служить одеваемые на соответствующее бедро отягощающие манжетки с вшитыми внутрь свинцовыми пластинами весом 100-300 г.

Дальше - целый комплекс упражнений для воспитания соответствующих рефлекторных механизмов, регулирующих у детей позу прямостояния (мозжечковые рефлексы), которые, как правило, резко нарушены у детей предрасположенных к сколиозу. (В конце беседы можно будет познакомиться с различными примерными комплексами, предлагаемыми мной на различных фазах развития процесса).

Дальше - большой пользе могут послужить хорошо налаженные занятия по электростимуляции мускулатуры как в покое, так и особенно, в ходьбе.

Несколько слов о масаже и мануалтерапии. Массаж прекрасное средство воздействия на мускулатуру, но только на мускулатуру работающую. Тогда массаж улучшает питание мышц, повышает их силу и сократительные возможности. Если же выясняется, что ребёнок большую часть дня лежит, на массаж его привозят на машине, то таким массажем можно без толку пробавляться не один год.

Мануалтерапия при нарушении осанки и не резко выраженном сколиозе просто по-моему не показана. Её время придёт много позже, когда надо будет снимать блоки, вызывающие болезненность. Но вот при назначении детям корригирующих корсетов, мануалтерапия может очень существенно повысить их эффект.

О корсетотерапии скажу очень коротко. Эффект от многочисленных конструкций корсетов во всём мире по всеобщему признанию весьма и весьма скудный. Это происходит по двум причинам: во-первых решаются одевать их на детей очень поздно, когда "поезд уже ушел", а во-вторых - в подавляющем большинстве случаев корсеты эти оснащены серьёзными разгружающими и растягивающими модулями (головодержатели, подмышечные костылики и т.д.), а приспособления для коррекции имеющихся кривизн часто явно недостаточны. Если по примеру вашего покорного слуги во-время одеть на ребёнка сугубо корригирующий корсет, то он может не просто исправить, но даже и переисправить имеющуюся кривизну, а потому служить истинно лечебным, временным средством.

Почти по тем же самым причинам малоэффективны многие, с виртуозным мастерством производимые, операции на позвоночнике. Немногочисленное исключение из этого ряда представляет собой оперативное вмешательство по Роднянскому, но и на него надо бы решаться много раньше, не дожидаясь пресловутых 30 градусов с тенденцией к увеличению. Но на подобное решение подвигнуть может только грамотный анализ серии ортоспондилограмм, сделанных в динамике, на фоне предпринятых всех, уже указанных, мер, когда на основании бесспорных документов и врачам, и родителям, и даже ребёнку будет ясно - продолжается несмотря ни на что ухудшение статики, - пора решаться на последнюю меру. Чем раньше будет принято такое решение, тем больше шансов получить после такой операции полное выздоровление.

Виктор Ишал

Примерные комплексы лечебной физкультуры:

1. Профилактический курс ЛФК - дети 4-6 лет с нарушенной осанкой, с подозрением на сколиоз, с вялым мышечным корсетом ("куклолюбы и книгочеи")

2. Усиленный (дети 6-11 лет со сколиозом I-II степени) и специальный курс ЛФК (дети 10-14 лет со сколиозом II и III степени).

 

 

Hosted by uCoz